Новости :: В мире финансов
Факторинг
10.11.2020 19:41
Почему возросла популярность факторинга?
Алексей Примаченко
управляющий партнер Global Factoring Network
Несмотря на то что на II квартал этого года пришелся режим наиболее жестких ограничений, рынок факторинга за этот период увеличился в объемах. Почему малый бизнес заинтересовался этим видом финансирования?
«Пандемийный» II квартал этого года привел к росту объемов рынка факторинга. По данным обзора НКР и Ассоциации факторинговых компаний (АФК), за апрель — июнь текущего года факторы выплатили клиентам 714 млрд рублей, что на 2% выше значений аналогичного периода прошлого года. Размер совокупного факторингового портфеля на 1 июля вырос с 557 млрд рублей до 674 млрд рублей, или на 21% год к году. В общей сложности российские факторы в первом полугодии профинансировали товарооборот на сумму почти 1,5 трлн рублей, что на 181 млрд рублей, или 14%, больше, чем за шесть месяцев прошлого года.
Основной фактор, повлиявший на рост популярности факторингового финансирования у бизнеса, — это повсеместная практика увеличения отсрочки платежей. Связано это было с существовавшей неопределенностью: многие компании взяли паузу до выяснения того, не приведет ли пандемия к объявлению в стране или конкретном регионе чрезвычайной ситуации. В дальнейшем же задержки платежей использовались в качестве одного из механизмов управления ликвидностью. В среднем по рынку отсрочки одномоментно увеличились на 30 дней. Причем были отдельные «всплески», доходящие и до 120 дней. При этом зачастую в документах прямо прописывалось, что увеличившиеся отсрочки будут действовать до отмены коронавирусных ограничений в том или ином регионе.
Такую же — выжидательную — позицию заняли и многие банки, которые не только ужесточили условия кредитования, но и зачастую пересматривали уже существующие кредитные лимиты, открытые на ту или иную компанию. Ситуация ухудшалась еще и закрытием большинства банковских отделений в период действия режима самоизоляции. При этом далеко не все кредитные организации оказались готовы к полноценному обслуживанию клиентов на «удаленке», сильно пострадала оперативность принятия решений.
Это привело к значительным «кассовым разрывам» компаний, в первую очередь из сегмента малого и среднего бизнеса, и к лавинообразному росту спроса на услуги факторинговых компаний. Подчеркну, что спрос этот был вызван прежде всего новыми клиентами — теми, кто до сих пор ни разу не использовал этот вид финансирования. Те компании, которые ранее пользовались только банковскими продуктами, были вынуждены искать альтернативу. Если судить по статистике нашей компании, то с апреля в объемах предоставленного финансирования практически две трети пришлось именно на таких консервативных клиентов, до этого не работающих с факторингом. В среднем по рынку доля таких клиентов, по моим оценкам, составляет сегодня порядка трети. Но справедливо это, скорее, для небольших и средних компаний-факторов, потому что крупнейшие игроки рынка работают преимущественно с большими размерами лимитов и крупными клиентами из верхнего сегмента МСП, а в этом сегменте таких заметных проблем с ликвидностью нами не наблюдалось.
Безусловно, стоимость факторинга увеличилась, однако этот рост не превысил 10%. В среднем по рынку она составляет сегодня от 1% до 1,5% в месяц. Но подчеркну, что это «средняя температура по больнице»: если фактору нужно быстро принимать решение и выходить на сделку по нетипичному для него клиенту, стоимость финансирования может возрастать за счет дополнительной премии за риск. Ценовой фактор также существенно повлиял в пользу выбора этого вида финансирования, поскольку его стоимость незначительно отличается от «традиционного» кредита. Так, в агентстве «Эксперт РА» отмечали уменьшение спреда между стоимостью факторинга и банковского кредита. В 2019 году он составлял 1,1 п. п. против 1,5 п. п. в 2018-м.
Скорее всего, по итогам этого года мы увидим существенный прирост рынка факторинга, который я бы оценил в 20—25%. Отмечу, что упомянутый в начале рост длительности отсрочек — это долгоиграющий фактор. Особенно если учесть наблюдаемое развитие «второй волны» коронавируса. Даже без нее на возврат к прежним графикам платежей бизнесу потребовалось бы год-полтора, а на фоне экономической неопределенности тем более очевидно, что потребность клиентов МСП в привлеченном финансировании будет только увеличиваться.
Источник: Banki.ru
Опубликовано 10.11.2020 19:41