http://putfinance.ru/news/v-mire-finansov/ovost----------
Деньги под залог недвижимости, ПТС и авто в Уфе и РБ :: Новости :: В мире финансов

Деньги

21.01.2021 13:18
Пять уроков пандемии. Чему нас научил 2020 год?
Дмитрий Спиридонов
сооснователь и генеральный директор платежного сервиса CloudPayments, советник заместителя председателя правления «Тинькофф»

В начале прошлого года мы и не предполагали, как сильно изменится мир. 2020 год преподал нам несколько важных уроков, усвоив которые мы можем с уверенностью смотреть в будущее.
Пандемия коронавируса перекроила почти все сферы нашей жизни, перестроила отношения между людьми и целыми странами. Закрытые границы, массовая «удаленка», существенное сокращение доходов населения. Даже привычное нам живое человеческое общение стало редкостью, а банальная прогулка — важным событием. Пересмотреть свои ценности и расставить новые приоритеты пришлось и бизнесу. Все проблемы и недочеты, которые были не так заметны в докризисное время, стали во главе угла. Компании были вынуждены спешно перестраивать процессы и развивать новые направления. И только те, кто сумел это сделать, остались на плаву, а некоторые из них даже существенно выросли.
Так чему же нас научил 2020 год? Перечислю пять важных уроков, которые нам всем стоит усвоить, чтобы уверенно смотреть в будущее.

Урок первый: выход в онлайн — необходимость. Онлайн-покупки освоили даже самые закостенелые ретрограды: оплата товаров и услуг онлайн стала практически единственно возможным способом купить самое необходимое. А в сочетании с бесконтактной доставкой она позволила избежать взаимодействия как с наличными деньгами, так и с другими людьми, снизив тем самым риск заражения.
По нашим данным, в первую волну пандемии только онлайн-продажи продуктов питания и товаров первой необходимости выросли в 2,5 раза, а онлайн-продажи товаров для спорта и косметики увеличились соответственно на 51% и 61%.

Урок второй: не нужно ждать кризиса, чтобы начать заниматься самообразованием. Нестабильная ситуация на рынке труда во время «коронакризиса» способствовала тому, что люди всерьез занялись самообразованием: «прокачивали» свои компетенции в текущей сфере деятельности с помощью онлайн-курсов или обучались удаленно новой профессии. По данным CloudPayments, пик интереса к онлайн-образованию пришелся на весну 2020 года: в марте спрос на онлайн-образование вырос на 55% по сравнению с февралем, в апреле — на 65% по сравнению с мартом. Успехом пользовались психологические тренинги, помогающие стать более успешным и уверенным в себе, а также обучение таким профессиям, как копирайтинг, веб-дизайн, программирование, управление проектами. Люди выбирали преимущественно те сферы деятельности, которые позволяли работать удаленно.

Урок третий: цифровизация и комплексные продукты — не будущее, а настоящее. «Коронакризис» в значительной мере ускорил уже давно наметившуюся цифровую трансформацию. И тут, как в ситуации с самообразованием, в выигрыше оказались те, кто не ждал, а следил за трендами, видел потребности рынка.
Это касается самых разных отраслей. На рынке финтеха наиболее востребованными становятся решения, построенные по принципу «одного окна», когда все необходимые платежные сервисы предоставляются в рамках одного личного кабинета: интернет-эквайринг, облачные онлайн-кассы, онлайн-чаевые и т. д. В медтехе — полный цикл обслуживания клиента в любом месте и в любое время; продукты, в которых сочетаются очные приемы, телемедицинские сервисы; электронный личный кабинет со всей необходимой пациенту информацией и т. д. Даже автомобиль можно было купить в онлайне с доставкой: заказать на сайте тест-драйв, оформить онлайн документы для покупки, внести оплату через Интернет и получить автомобиль с доставкой к подъезду.

Урок четвертый: даже в самые сложные времена нужно оставаться человеком. Ключевым отличием этого кризиса стало то, что люди не перестали помогать друг другу, эмпатия и взаимовыручка обрели новый смысл. Причем мы увидели это как со стороны людей, так и со стороны бизнеса.
Так, сегмент благотворительности во время пандемии не только не упал, а, напротив, вырос. В первую волну пандемии объем онлайн-пожертвований, по нашим данным, вырос на 29% по сравнению с докризисным периодом, во вторую волну — на 6%. Люди стремились помогать тем, кто попал в еще более сложную ситуацию.
Интересна ситуация и с чаевыми. Если до пандемии основными получателями чаевых были официанты и мастера салонов красоты, то с приходом коронавируса этот список значительно расширился. Люди стали благодарить курьеров и сборщиков заказов: тех, кто позволял им получать все самое необходимое, снижая риск заразиться. Артисты и музыканты во время онлайн-концертов получали донаты от зрителей, что помогло им пережить сложные времена, когда не было возможности выступать в офлайне. А во время первой волны пандемии, когда рестораны и бары были закрыты, мы наблюдали ситуации, когда с помощью онлайн-чаевых завсегдатаи этих заведений буквально спасали их от разорения, собирая «всем миром» деньги на зарплату сотрудникам и аренду помещения.
Бизнесы также активно помогали другу: кто-то временно брал на работу часть сотрудников других компаний, а кто-то даже рекламировал своих конкурентов (достаточно вспомнить письмо с призывом заказывать еду в McDonald's, которое Burger King разослал своим клиентам).

Урок пятый: иногда потери — это новые возможности. Когда закрываются одни возможности, обязательно открываются другие. В пандемию мы наблюдали множество подобных историй. Приведу пару примеров.
* Модель dark-store (множество небольших, разнесенных географически складов вместо одного централизованного) появилась не сегодня. Еще до кризиса ее успешно использовали «Яндекс.Лавка» и «Кухня на районе». Крупные ретейлеры ее игнорировали. Но когда началась пандемия и объемы заказов с доставкой буквально обвалили их логистические возможности, крупные ретейлеры стали спешно перестраивать логистику: работать с dark-store, использовать инфраструктуру и возможности других игроков и т. д., — что помогло им справиться с возросшей нагрузкой. Услугу доставки стали активно развивать службы такси, переключая не задействованные из-за пандемии в пассажирских перевозках мощности на перевозку товаров и посылок. Компании расширяли штат курьеров и сборщиков заказов, создавая таким образом новые рабочие места.
* В условиях сокращения сотрудников и урезания зарплат людям пришлось искать новые способы заработка или подработки. Многие россияне активно регистрировались как самозанятые для того, чтобы иметь официальную возможность для дополнительного заработка. Так, по данным Минэкономики, количество самозанятых в России за первое полугодие 2020 года выросло в два раза. В августе 2020 года количество самозанятых, по данным ФНС, составило 1 млн человек, а в декабре — уже 1,5 млн.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник: Banki.ru


Опубликовано 21.01.2021 13:18